На урок

Нравственная проблема №1.

        Мама, Олег и его брат Женя живут в городе. Мама работает на двух работах, чтобы семье хватало денег, но материальные проблемы семья испытывает постоянно. Олег случайно увидел, как его старший брат Женя вытащил деньги из маминого кошелька. Как ему поступить?

Нравственная проблема №2.

        Весь класс был на просмотре художественного фильма, который во всех средствах массовой информации назывался шедевром . Потом было обсуждение. Все ребята восхищались тем, что увидели, а Паше совсем не понравилось. Паша не решился заявить об этом во всеуслышание, но когда они с другом шли домой, тот напрямую задал вопрос, о том , понравилось ли Паше кино? Как ему поступить?

Нравственная проблема №3.

        У Вити три друга Андрей, Вася и Коля. Однажды мальчики решили пойти на рыбалку. В назначенном месте оказалось, что Коля привёл своего соседа Максима. Витя совсем не хотел рыбачить с посторонним мальчиком, хотя другие спокойно отнеслись к появлению мальчика. Как  поступить Вите?

Нравственная проблема №4.

        Коля опаздывал на день рождения к своему другу Пете . Шёл дождь, было довольно холодно. Вдруг мальчик услышал пронзительное мяуканье. Коля поднял голову и увидел котёнка. Он сидел на дереве, ствол которого был абсолютно голый. Коля вспомнил домашнего любимца Мурзика, представил как вся семья переживала за кота. Видимо и у этого котёнка такие же хозяева. Как ему поступить?

Нравственная проблема №5.

       Однажды почтальон принёс заказное письмо. Валера был дома один, он принял письмо, спрятал его в стол. Вскоре пришла мама, она напомнила сыну, что необходимо навести порядок в столе. Мальчик навёл порядок, даже вынес мусор. Про письмо он вспомнил только утром, стал искать и не нашёл, оказывается, он выбросил письмо вместе с мусором. Как ему поступить?

Нравственная проблема №6.

       Саше купили новый велосипед. Он вышел во двор и показал его ребятам. Они стали кататься на нём по очереди, потом по двое, трое, всей гурьбой. В конце концов, свалились на нём в канаву. Саша вернулся домой. Папа увидел, что у велосипеда треснула рама. Он решил идти в магазин, подавать жалобу. Как поступить Саше?



№1. Мама, Олег и его брат Женя живут в деревне. Мама работает на двух работах, чтобы семье хватало денег, но материальные проблемы семья испытывает постоянно. Олег случайно увидел, как его старший брат Женя вытащил деньги из маминого кошелька. Как ему поступить?

 

№2.Весь класс был на просмотре художественного фильма, который во всех средствах массовой информации назывался шедевром . Потом было обсуждение. Все ребята восхищались тем, что увидели, а Паше совсем не понравилось. Паша не решился заявить об этом во всеуслышание, но когда они с другом шли домой, тот напрямую задал вопрос, о том , понравилось ли Паше кино? Как ему поступить?

 

№3. У Вити три друга Андрей, Вася и Коля. Однажды мальчики решили пойти на рыбалку. В назначенном месте оказалось, что Коля привёл своего соседа Максима. Витя совсем не хотел рыбачить с посторонним мальчиком, хотя другие спокойно отнеслись к появлению мальчика. Как  поступить Вите?

 

№4. Коля опаздывал на день рождения к своему другу Пете . Шёл дождь, было довольно холодно. Вдруг мальчик услышал пронзительное мяуканье. Коля поднял голову и увидел котёнка. Он сидел на дереве, ствол которого был абсолютно голый. Как ему поступить?

№5.Однажды почтальон принёс заказное письмо. Валера был дома один, он принял письмо, спрятал его в стол. Вскоре пришла мама, она напомнила сыну, что необходимо навести порядок в столе. Мальчик навёл порядок, даже вынес мусор. Про письмо он вспомнил только утром, стал искать и не нашёл, оказывается, он выбросил письмо вместе с мусором. Как ему поступить?

 

№6. Саше купили новый велосипед. Он вышел во двор и показал его ребятам. Они стали кататься на нём по очереди, потом по двое, трое, всей гурьбой. В конце концов, свалились на нём в канаву. Саша вернулся домой. Папа увидел, что у велосипеда треснула рама. Он решил идти в магазин, подавать жалобу. Как поступить Саше?

 

№7. Мама отправила Машу в магазин купить колбасу, на оставшиеся деньги девочка должна была купить печенья. Маша всё так и сделала, но на обратном пути встретила подруг и они все вместе печенье съели. Когда мама спросила её про печенье, Маша сказала, что продавец ей сдачи не дала. Мама  решила идти разбираться с нечестным продавцом. Как  поступить Маше?

№8Дежурные раздавали всем яблоки. Рома в это время был в библиотеке. Его яблоко осталось на парте. Когда все ребята  из класса вышли, Стасик забежал туда и взял чужое яблоко. Когда в класс пришёл Рома, начался скандал. Как поступить Стасику?

№9.Таня накормила щенка колбасой, которую ему нельзя было давать. К вечеру щенку стало плохо, у него поднялась температура. Мама не знала что делать, она думала, что щенок подхватил какую-то инфекцию. Мама решила сделать ему очень опасный укол. Как  поступить Тане?

№10.Когда Соня осталась дома одна, то решила померить новую блузку сестры. Она немного помодничала, а потом пошла на кухню, достала банку варенья и начала есть его прямо из банки. Неожиданно капля варенья попала на блузку. Соня быстро сняла её, свернула и спрятала блузку в шкаф. Вечером сестра сообщила родителям, что на завтра её пригласили на день рождения, и она хочет надеть новую блузку. Как  поступить Соне?

№11. У семьи Федоровых есть няня Валентина Андреевна. Однажды днём, когда няня с малышом Артёмом были на прогулке, Серёжа привёл в дом незнакомых мальчишек поиграть в новую компьютерную игру. До возвращения няни, мальчики ушли, так как родители запрещали Серёже водить в дом чужих. Но вечером, когда пришли родители, оказалось, что из квартиры пропали деньги. Мама обвинила в этом Валентину Андреевну. Как  поступить Серёже?

№12.Целую неделю Игорь прятал дневник, в котором была запись о прогулянном уроке. Он придумывал для мамы истории о том, что Мария Ивановна собрала дневники на проверку, потом рассказал историю о том, как он оставил его на уроке иностранного языка. Через неделю мама пойдёт на родительское собрание. Как  поступить Игорю?

 







По вертикали:

1.Картина изображающая Бога, святых, библейский сюжет.

2.Самое известное произведение А. Рублёва.

3.Священная книга всех верующих

4. Законы, оставленные Богом своим последователям

По горизонтали:

1. Символ казни и страдания Христа.

2. Священная гора, на которой Бог произнёс «Нагорную проповедь»

3. Первые двенадцать учеников Иисуса Христа

4. Внутреннее помещение внутри храма, в которое нельзя входить посторонним.


По вертикали:

1.Чувство, которое должен испытывать верующий к Богу и всем окружающим.

2. По мнению верующих, это в человеке живёт вечно

3.Место жительства монахов, которые ушли из мирской (обычной ) жизни.

4.Внутренне помещение храма, которое находится за Царскими воротами и закрытое для обычных верующих

По горизонтали:

1.Имя киевского князя, принявшее на Руси христианство

2.Страна, в которой находится город Иерусалим.



По вертикали:

1.  Изображение лица на иконе.

2.  Название горы, на которой распяли Христа.

3.  Пророк, давший людям заповеди.

     4. Отказ от мирской (обычной ) жизни.

5. Православный обряд , совершаемый для защиты от тёмных сил.

По горизонтали:

1.  Внутренняя, передняя стена храма, на которой расположены иконы

2.  Таинство приобщения человека к церкви

По вертикали:

1.Древний текст обращения человека к Богу или святым

2.Сооружение религиозного назначения, в котором собираются верующие.

3.Страна, в которой находились иудеи ,получившие заповеди от Моисея.

4.Великий праздник воскрешения Иисуса Христа

По горизонтали

1.Напутственное слово священника после церковной службы.

2. Великий праздник рождения Иисуса Христа

3.Человек, принявший учение Христа

О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ


Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».

«Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел

 

 

Справедливость

 



Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать

332

·          390


Притча о машине без водителя

 



Захотела машина сама без водителя ездить.Взяла - да поехала!

Где захочет, проедет, что надумает - сделает. Не жизнь - одно удовольствие!Только вдруг видит она - впереди пропасть. Такая, что упади в нее - колес не соберешь!

Ей бы на тормоз нажать, да разве без водителя это сделаешь?

Вспомнила машина про водителя и как загудит, что есть мочи!Услышал это водитель, догнал своевольную машину, заскочил в кабину и затормозил перед самой пропастью.

А если бы не успел?..

260

·            

 

 

Пришло празднословие в гости к молчанию.

 



Пришло празднословие в гости к молчанию.

И - ну без умолку говорить: о том, о сем... о сем, о том...

А молчание молчит. Только глаза слезами наполняются.

Не выдержало празднословие и говорит:

- Я тебя веселю-веселю, а ты все грустнее становишься. И вообще, почему ты молчишь?

- Я не молчу, - отвечает молчание. - Я считаю! Вот ты с того момента, как пришло, уже 2253 слова сказало. И все ни о чем!

- Сколько? - не поверило празднословие.

-2253... точнее - уже 2254! - поправилось молчание. - И это когда за каждое праздное слово можно осудиться. А сколько ты их сказало за всю жизнь?

-Я? - задумалось празднословие и принялось считать.

Считало... считало...

273

·            

 

Притча о милосердном прохожем

 



Забуксовала машина.

- Как же это ты в яму-то угодил? - с упреком покачал головой прохожий и прошел мимо.

- Рад бы тебе помочь, да некогда мне - спешу! - посетовал второй и тоже прошел мимо.

А третий ничего не сказал.

Он просто подставил плечо, поднапрягся и - помог машине выбраться на ровное место.

- Садись, подвезу! - с благодарностью предложила ему машина.

Он сел в кабину. И они обогнали первого прохожего, а затем и далеко успевшего уйти вперед второго. Хотя тот и очень спешил

295

·            

 

                                           Слепая жалость.


274



Идет жалость по свету.

Тросточкой дорогу ощупывает. Кого встретит - милостыню просит. И благодарит всех подряд: и тех, кто подал, и тех, кто мимо прошел. Причем, последних - особенно, желая им земных благ и Вечного спасения.

Люди думают, что она - слепая.

А жалость всё видит.

Просто ей всех жалко.

И особенно тех, кто вообще ничего не подал ей...

 

 

Ручеек

 



Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: «Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!» Услышав это, река всплеснула волнами: «Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит...»

550

 

Трое кочевников

 



Трое кочевников остановились в пустыне на ночлег. Вдруг небо озарилось сиянием, и они услышали голос:

- Идите в пустыню и соберите столько гальки и камешков, сколько сможете унести с собой.

- Что за глупости? — возмутились кочевники. — Нам предлагают собирать мусор?! Настоящий Бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он научил бы нас, как предотвратить войны, и открыл бы великие тайны.

Пока двое возмущались и так рассуждали, третий из них положил в свою сумку столько камешков, сколько смог унести.

Утром кочевники двинулись в путь. Не сразу третий из них заметил в своей сумке свечение: обыкновенные камни за ночь превратились в бриллианты

549

·            

 

 

 

                   Сила "неказистых" лошадей.


484



Ехал однажды Богач в роскошной карете, которую везла шестерка породи­стых лошадей, купленных в разных стра­нах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился кре­стьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спро­сил крестьянина:

- В чем сила твоих неказистых лоша­дей?

И тот сказал ему:

- Ваши лошади, хоть и сильны в от­дельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы при­кладывает, чтобы помочь той, что рядом

 

Молодой олень

 

467



У одного молодого оленя были большие и красивые рога, которыми он очень гордился. Ни у кого не было таких роскошных рогов!

Возле него паслись дикие козы, у которых были маленькие и кривые рожки. Олень постоянно потешался над ними. А когда ему встречались дикие кабаны, у которых вообще не было рогов, он пренебрежительно фыркал и отворачивался. Ему было чем гордиться! Вот только ноги оленю не слишком нравились: слишком тонкие и почти как у всех.

И вот однажды случился в лесу пожар. Все дикие звери со страхом бросились бежать. И в этот момент олень оценил все достоинство своих крепких ног. Они несли его быстрее ветра. Он обогнал всех кабанов и антилоп и непременно спасся бы от огня, если бы не его ветвистые, раскидистые рога. Они застряли в густых зарослях.

Мимо проносились дикие звери. Огонь приближался.

И в этот момент олень впервые осознал, как хороши его ноги и как нелепы его рога — предмет его постоянной гордости и похвальбы.


                             Суд башмачника




Один искусный художник создал картину и выставил ее на суд зрителей. Многие хвалили его новое произведение. И лишь башмачник усмотрел изъян в нарисованной сандалии.

Выслушав его замечания, художник немедленно исправил картину.

После этого башмачник так возгордился, что стал говорить, мол, и голень нарисована неудачно, и колено, да и вообще вся нога нарисована неверно...

И тогда художник сказал:

- Да не судит башмачник выше обуви!

То же самое можно сказать и нам, когда мы беремся судить о том, в чем разбираемся весьма приблизительно

 

 

 

                            Притча о двух пастухах




Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства.

Один из них с пеной у рта осуждал государя, а другой по мере сил защищал его правление.

Охрипнув от крика и даже подравшись, они так и не смогли друг другу ничего доказать.

И решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.

Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре они встретили шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи о своем споре и попросили рассудить, кто из них прав.

Священник им сказал:

- Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето. А коровы-то ваши где?

Оторопели от такого ответа пастухи, но тут же вспомнили об оставленном стаде и поспешили заняться своими делами

384

 

Прежде чем за­пачкать кого-то грязью...

 

293



Однажды, пастух обидел одного че­ловека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что тот пасет животных в отдаленном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим и выкопать ему глу­бокую яму, чтобы тот упал в нее.

Позд­ней ночью он начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадет в нее и, может быть, что-нибудь сломает себе или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, что не заметил, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот, забрезжил рассвет, и он очнул­ся от своих мыслей.

И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выко­пал такую глубокую яму, что сам уже не сможет вылезти из нее.

Поэтому, прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни, для того чтобы вы­рыть ее, тебе самому придется в ней оказаться, ибо первым в ней оказыва­ется тот, кто ее роет. И прежде чем за­пачкать кого-то грязью, сначала тебе придется выпачкать свои руки

 

 

 

Рукопожатие богача

 

352



Однажды богач и бедняк, пришли к старцу, чтобы высказать свое почтение.

Богач громко воскликнул: «Я так уважаю тебя, отче!» - и протянул старцу свою унизанную драгоценными перстнями руку. Мудрец кивнул богачу, но не пожал ее.

Бедняк же ничего не сказал, а только протянул мудрецу свою мозолистую руку, и тот ее пожал. Когда бедняк ушел, богач подошел к старцу и спросил:

- Почему ты пожал руку бедняку, а мне нет? Хотел показать, что ценишь честную бедность выше богатства?

Дело не в этом, — ответил ему старец. — Бедняк хотел, чтобы я пожал ему руку — и я пожал ее. Но ведь ты сейчас хотел показать себя, покрасоваться! Вот я и ответил тебе взглядом, как твой зритель


 

    Притча о воробье, хотевшем стать попугаем




Прошла гроза.

Встала над полем радуга.

И решил воробей:

- Сколько мне уже можно таким невзрачным быть? Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай!

Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла.

Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.

- А-а, это всего - навсего воробей! - разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.

А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился бы свободы

261

·            

 

Знакомая льдина

 



Завладела богатая льдина лучшим местом на реке - и ну его приукрашивать!

Там перила сделает, тут прорубь с затейливыми узорами, здесь - каток. Не для людей - для себя, хотя и кататься на коньках не умела. А чтобы другие не пользовались - загородилась высоким - глядеть и то страшно - забором.

Так обустраивалась, будто вечно зима будет!

К чему весь этот рассказ?

А к тому, что чуть ниже по реке богатый человек строил себе дом, который очень напоминал эту льдину...

289

·

 

 

                        Притча о начале мудрости

 

93



Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.

А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости

 

 

 

 

 Тематическое тестирование на уроках ОПК

по учебнику А. Кураева

«Основы православной культуры» 4-5 класс,

 в ходе реализации комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

(для учащихся 4 класса)

                            

                                                   

 Асташова Елена Валентиновна

                                                              учитель начальных классов,

                                                                 заместитель директора по МР    


Ст. Динская

 

 

Особенности работы с текстом на уроках комплексного курса 

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тесты разработаны учителем начальных классов  БОУ СОШ №2  МО Динской район Краснодарского края    Асташовой Еленой Валентиновной

 

Краткая аннотация работы

 

                        Данная работа представляет собой 28 тестов, рассчитанных на использование на каждом  уроке  «Основы православной культуры», где используется статья  учебника А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4-5 класс  в ходе изучения комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»( уроки № 16, 17, 31-34 запланированы автором, как защита  проектов учащихся). Тесты разработаны, как один из вариантов работы со статьёй учебника. Статьи учебника «Основы православной культуры» , подчас представляют собой, довольно объёмный и сложный учебный материал, который дети с трудом воспринимают с первого прочтения, а на  повторное прочтение, времени на уроке не хватает, да и вряд ли вызовет у детей интерес, поэтому возникла необходимость  найти такой вид работы, который будет стимулировать  интерес учащихся , и позволит более детально проработать учебный материал. В ходе изучения данного курса, домашние задания, как системная работа по учебнику, не предусмотрены, учащиеся сами выбирают вид работы со статьёй, но  большинство учащихся выбирают задания творческого характера, проектную или поисковую деятельность, поэтому работу по  учебнику  необходимо было разнообразить уже на уроке, сделать её более увлекательной. Для активизации познавательной активности ,  работу с тестами можно организовать в виде групповой , парной или самостоятельной работы.

                   Данные тесты могут быть использованы как один из видов контроля  в ходе урока, или как вид проверки усвоения прошлой темы. Каждый тест, включает в себя шесть вопросов и четыре варианта ответа к каждому из них, один из вариантов- верный. Верный вариант ответа рассчитан на дословный ответ из учебника. Многие ответы отличаются друг от друга всего одним словом, на основе противоречий в ответах, учитель может организовать дискуссию, где каждый ученик может обосновать свою точку зрения. Тестирование считается одним из наиболее щадящих способов контроля, к четвёртому классу учащиеся часто работают с тестами, и даже самостоятельно могут их составить. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» баллами  не оценивается, применяется только словесная оценка, в тоже время, роль учебника на уроке принижать не стоит, ведь автор вложил в учебник  громадный труд, используя исторический, философский и материал духовно - нравственной  направленности.  Дети должны осознавать, что учебный материал имеет определённую ценность, им можно поделиться с членами семьи, а для этого необходимо заострить внимание детей на каком-то фрагменте, цитате, выдержке, факте,  для этого во время работы над тестами учащиеся имеют возможность работать непосредственно с учебником. В каждом тесте учтены вопросы главной темы урока, так чтобы учащиеся имели возможность дополнительно поработать по основному вопросу . В тестах достаточно вопросов, в которых учащиеся знакомятся с историческими личностями, датами, терминами. Таким образом, можно констатировать тот факт, что данные тесты соответствовали основным задачам курса: способствовали  знакомству обучающихся с основами православной культуры; развитию представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщали знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировали у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развивали  способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                  Данные тесты, составленные ещё в 2012-13 учебном году, были  апробированы на трёх классах. В ходе этой апробации в них были внесены изменения и дополнения. На некоторых уроках ОПК в 2013-14 учебном году, когда преподавание велось в классе , который  работал в пилотном режиме по ФГОС второго поколения, тесты применялись как один из вариантов постановки  проблемной ситуации. В ходе работы на уроке, дети в итоге успешно справлялись с тестом и делали соответствующие выводы по теме урока и по фактическому материалу учебника.

 

 

 

Тестирование по  предмету

«Основы православной культуры» 4 класс.

(учебник Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.)

 

 

Тесты.

Урок №1. Тема. Россия -наша Родина.

Вопрос №1Укажите официальное название нашего государства.

Ответы:

А. Россия.

В. Русь.

С. Российская Федерация.

Д. Родина.

Вопрос №2 Что входит в понятие «духовный мир»?

Ответы:

А. Предметы, среди которых живёт человек.

В. Природа.

С. Знания, которые накоплены человечеством.

Д. Архитектурные шедевры.

Вопрос №3 Что входит в понятие «внутренний мир» человека?

Ответы:

А.  Душа .

В.  Чувства.

С.  Эмоции.

Д.  Характер.

Вопрос №4 Что можно считать «дорогами» духовного мира?

Ответы:

А.  Поступки.

В.  Традиции.

С.  Воспитание.

Д.  Поведение.

Вопрос №5 С какой целью мы будем изучать предмет «Основы духовно-нравственой культуры народов России»?

Ответы:

А. Чтобы больше узнать о других народах.

В. Чтобы больше узнать о других странах.

С. Чтобы уметь делать выбор между добром и злом.

Д. Чтобы уметь делать выбор между другом и врагом.

Вопрос №6 Сколько народов проживает на территории России?

Ответы:

А. Более 50.

В. Более 100.

С. Более 30.

Д. Более 80.

 

 

Урок №2. Тема: Культура и религия.

Вопрос №1 Что  в древности обозначало слово «культура» ?

Ответы:

А. Всё, что вырастил человек.

В. Всё, что создал человек.

С. Всё, что приносит человеку пользу.

Д. То, что не создано руками человека.

Вопрос №2 Что накапливает культура?

Ответы:

А. Знания.

В.Правила поведения.

С. Опыт жизни предшествующих поколений.

Д. Религиозные верования

Вопрос №3. Что является самым важным в культуре?

Ответы:

А. Ситуация поведения

В. Причины выбора поведения

С. Поведение человека

Д.  Знание законов. 

Вопрос №4. Как передаются культурные ценности?

Ответы:

А. Через приказы.

В. Через копирование чужого поведения.

С. Через письменные источники.

Д. Через обучение и воспитание.

Вопрос №5. Что такое религия?

Ответы:

А. Поведение человека, связанное с поисками высшего разума.

В.. Поведение человека, связанное с поисками равновесия во вселенной.

С. Мысли и поступки людей,  убеждённых в том, что существует высший разум, т.е. Бог.

Д. Поведение человека, связанное с поисками равновесия между добром и злом.

Вопрос №6. В чём кроятся истоки русской культуры?

Ответы:

А.В многообразии религий.

В.В православии.

С.В католичестве.

Д.В буддизме.

 

 

 

Урок №3. Тема: Человек и Бог в православии.

Вопрос №1Кто в православии понимается под словом Бог?

Ответы:

А. Священник

В. Религия

С. Творец всего живого.

Д. Тот ,кто обучает вере.

Вопрос №2. Какой хороший  поступок можно считать добром?

Ответы:

А. Тот , который сделан по приказу кого-нибудь.

В. Тот , который сделан по просьбе.

С. Тот , который сделан для того, чтобы прославиться.

Д. Тот , который сделан от желания помочь.

Вопрос №3. Что на древнем языке означало слово Бог?

Ответы:

А. Тот, кто распределяет деньги.

В. Тот, кто распределяет славу

С. Тот, кто распределяет дары

Д. Тот, кто распределяет наказание

Вопрос №4. Какие главные богатства дал человеку Бог?

Ответы:

А. Деньги и славу.

В. Сострадание и ответственность

С. Свобода и разум

Д.. Вера и доброта

Вопрос №5. Кто для человека Бог?

Ответы:

А.Защитник и освободитель

В. Надежда на лучшее.

С. Творец и любовь

Д. Вера и надежда.

Вопрос №6. Как на письме обозначается всё, что связано с Богом.

Ответы:

А. Пишется с красной строки.

В. Пишется с большой буквы.

С. Обычное написание.

Д. Подчёркивание.

 

 

 

 

 

 

Урок №4. Тема: Православная молитва.

Вопрос №1. Что такое молитва?

Ответы:

А. То, что говорил Бог людям.

В. Обращение к Богу.

С. Специальные слова-заклинания.

Д. Слова, которые произносит священник во время церковной службы.

Вопрос №2. Чем характеризуется молитва-просьба?

Ответы:

А. Человек просит у Бога помощи в разных делах

В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.

С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.

Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе

 

Вопрос №3 Чем характеризуется молитва-благодарение?

Ответы:

А. Человек просит у Бога помощи в разных делах

В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.

С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.

Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе

 

Вопрос №4 Чем характеризуется молитва-славословие?

Ответы:

А. Человек просит у Бога помощи в разных делах

В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.

С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.

Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе

 

Вопрос №5 Чем характеризуется молитва-покаяние?

Ответы:

А. Человек просит у Бога помощи в разных делах

В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.

С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.

Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе

Вопрос №6 Какая молитва считается самой известной?

Ответы:

А. «Живые в помощи»

В. «Царю Небесный, Утешителю»

С. «Богородице, Дева радуйся»

Д. «Отче наш»

 

 

 

 

 

 

Урок №5. Тема: Библия и Евангелие.

Вопрос №1. Что в древности означало слово «Библия»?

Ответы:

А. Книга, рассказывающая о том, как  люди жили до появления Бога.

В. Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, его жизни и учении.

С. Книга, рассказывающая о том , как Христос учил Людей

Д. Книга, рассказывающая о том как появилась, религия.

Вопрос №2. Из скольких частей состоит Библия?

Ответы:

А. 50

В. 77

С. 2

Д. 27

Вопрос №3. Как называются части Библии?

Ответы:

А. Священное писание.

В. Ветхий и Новый заветы

С. Евангелие.

Д. Откровение

Вопрос №4. На каком языке написаны книги Ветхого завета?

Ответы:

А. На древнегреческом

В. На древнеславянском

С. На древнееврейском

Д. На латинском

Вопрос №5. Кто написал книги Нового завета

Ответы:

А. Пророки

В. Священники

С. Писатели

Д. Апостолы

Вопрос №6. Откуда получена молитва Отче наш?

Ответы:

А. От Иисуса Христа

В. От апостола Петра.

С. От Иоанна

Д. От  Матфея.

 

 

 

 

 

 

 

Урок №6. Тема: Проповедь Христа.

Вопрос №1. Кого прославляли люди до христианского учения.

Ответы:

А. Императоров и великих воинов.

В. Силачей.

С. Победителей в сражениях

Д. Богачей.

Вопрос №2. Какое главное богатство научил ценить Бог?

Ответы:

А. Силу и выносливость

В. Богатство и славу.

С. Доброту и смирение.

Д. Злопамятность и злобу.

Вопрос №3. Перед кем была произнесена Нагорная проповедь?

Ответы:

А. Перед рыбаками.

В. Перед апостолами.

С. Перед простыми людьми.

Д. Перед священниками.

Вопрос №4.Что такое проповедь?

Ответы:

А. Специальная молитва.

В. Религиозное наставление с призывом к изменению в поведении.

С. Слова, сказанные слушателям с призывом к началу сражения

Д. Беседа с человеком об изменении поведения.

Вопрос №5 Какое поведение человека, не  приветствовалось по отношению к древним богам?

Ответы:

А. Покорность воле богов.

В. Безразличие к воле богов.

С. Победы в честь богов

Д. Принесение жертв и даров.

Вопрос №6.Что, по христианскому учению, есть добро?

Ответы:

А. То, что накопил человек за годы своей жизни.

В. Поступки человека, о которых помнят другие люди.

С. Добрые поступки человека, которые принесли ему славу и богатство.

Д. Добрые поступки человека, о которых помнят другие люди.

 

 

 

 

 

 

 

Урок №7. Тема: Христос и Его крест.

Вопрос №1.От какого события началось новое летоисчисление?

Ответы:

А. От прихода к власти нового императора

В. От прихода к власти нового фараона

С. От прихода к власти нового царя

Д. От рождества Христова

Вопрос №2. Каково было имя судьи, который допрашивал Иисуса Христа

Ответы:

А. Юлий Цезарь

В. Август  Октовиан

С. Понтий Пилат

Д. Константин

Вопрос №3. Почему христиане носят нательный крест?

Ответы:

А. В память о распятии Христа на кресте

В. В память о страданиях Христа перед смертью

С. Память о крестовых походах

Д. Как защиту от злых сил.

Вопрос №4.Как называлась гора, на которой находилось место казни  Христа?

Ответы:

А. Эльбрус

В. Синай

С. Голгофа

Д. Эверест

Вопрос №5.С какой стороны от Христа находился преступник, который перед смертью покаялся и принял Бога?

Ответы:

А. Спереди от Иисуса

В. Позади от Иисуса

С. Слева от Иисуса

Д. Справа от Иисуса

Вопрос №6.Сколько поперечных перекладин на православном кресте?

Ответы:

А. Одна.

В. Две.

С. Три.

Д. Четыре.

 

 

 

 

 

 

 

Урок №8. Тема: Пасха.

Вопрос №1. Чьим царём был объявлен Иисус Христос?

Ответы:

А. Римским.

В. Иудейским.

С. Греческим.

Д. Славянским.

Вопрос №2.Как называется праздник воскресения Христа?

Ответы:

А. Рождество

В. Богоявление

С. Пасха

Д. Троица

Вопрос №3.Что такое благовест?

Ответы:

А. Название пасхальной молитвы

В. Название пасхального гимна

С. Название церковного колокола

Д. Название  церковной утвари

Вопрос №4.Главный подарок праздника Пасхи.

Ответы:

А. Пасхальный кулич

В. Пасхальное яйцо

С. Колокольчик

Д. Ветка вербы.

Вопрос №5.Что предшествует празднику Пасхи?

Ответы:

А. Петровский пост

В. Великий пост.

С. Рождественский пост

Д.Лечебное голодание

Вопрос №6.На какое время года всегда приходится праздник Пасхи?

Ответы:

А. Зима

В. Весна

С. Лето

Д. Осень

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №9. Тема: Православное учение о человеке

Вопрос №1.Что в православном учение имеет высшую ценность?

Ответы:

А. Поступки.

В. Мысли.

С. Душа.

Д. Тело.

Вопрос №2.Что такое внутренний мир человека?

Ответы:

А. Мысли, желания, мечты, знания.

В. Разум, свобода, любовь, творчество.

С. Поступки и поведение.

Д. Воспитание и образование человека

Вопрос №3. Что лечит душу человека?

Ответы:

А.  Добрые мысли

В.  Добрые бескорыстные дела.

С.  Добрые мысли и бескорыстные дела.

Д.  Поступки, которые совершает человек для других.

Вопрос №4.Когда человеку стыдно за свой поступок, он краснеет. Обычно в таких случаях говорят:

Ответы:

А. «Душа болит»

В. «Душа плачет»

С. «Душу не обманешь»

Д. «Совесть не обманешь»

Вопрос №5.Что значит «болит  душа»?

Ответы:

А. Когда человек стал злым и бессердечным.

В. Когда человеку  никого не жаль.

С. Когда человеку небезразлична чужая боль.

Д. Когда человек стал жадным.

 Вопрос №6. В Библии идёт речь о создании человеческой души . Откуда у человека душа?

Ответы:

А. От Бога.

В. От Земли.

С. От скотов и гадов.

Д. От космических сил.

 

 

 

 

 

 

Урок №10. Тема: Совесть и раскаяние.

Вопрос №1. Что, по канонам православной веры считается   грехом?

Ответы:

А. Недобрый поступок, за который человека могут лишить свободы.

В. Недобрый поступок, за который  человеку бывает стыдно.

С. Недобрый поступок, за который  человека осуждают другие люди

Д. Недобрый поступок, который отдаляет человека от добра.

Вопрос №2. Как звали одного из апостолов, который отрёкся от Иисуса Христа?

Ответы:

А. Пётр

В. Павел

С. Иоанн

Д. Матфей

Вопрос №3.Какая роль определена для совести?

Ответы:

А. Уберегать от общения с плохими людьми.

В. Учить, как избежать наказания.

С. Подсказывать человеку правильное поведение.

Д. Учить молчать и ничем ни с кем не делиться.

Вопрос №4.Что, по канонам православной религии называется раскаянием?

Ответы:

А. Признание своих плохих поступков

В. Желание исправить поступок.

С. Выталкивание состояния греха из своей памяти.

Д. Выталкивание состояния греха из своего сердца

Вопрос №5.Какую молитву приносят верующие Богу в раскаянии?

Ответы:

А. Благодарственную

В. Покаянную

С. Просительную

Д. Славословие

Вопрос №6 Что значит, по канонам православной религии искупить грех?

Ответы:

А. Покаяться и забыть о нём.

В. Покаяться и сделать что-то хорошее.

С. Покаяться и больше ничего подобного не делать

Д. Забыть о грехе и ничего подобного не делать

 

 

 

 

 

 

 

Урок №11. Тема : Заповеди.

Вопрос №1 Кому из пророков Бог дал заповеди?

Ответы:

А. Иоанну

В. Матфею

С. Петру

Д. Моисею

Вопрос №2. Как называлась гора, на которой были даны заповеди?

Ответы:

А. Голгофа

В. Синай

С. Эльбрус

Д. Эверест

Вопрос №3.В какой стране находится гора, где Бог дал людям заповеди?

Ответы:

А. Израиль

В. Греция

С. Россия

Д. Египет

Вопрос №4 Сколько заповедей дал Бог людям?

Ответы:

А. 77

В. 4

С. 10

Д. 50

Вопрос №5.О чём говорят первые четыре заповеди?

Ответы:

А. Об отношении человека к другим людям

В. Об отношении человека к религии

С. Об отношении человека к Богу

Д. Об отношении человека к ценностям

Вопрос №6 На чём записаны заповеди, данные людям Богом

Ответы:

А. На папирусе

В. На скрижалях

С. На дощечках из глины

Д. На пергаменте

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №12. Тема Милосердие и сострадание.

Вопрос №1Что значит милосердие?

Ответы:

А. Неравнодушие к чужой беде.

В. Сострадание  к своим близким

С. Неравнодушие к  беде своей семьи.

Д. Переживание за всех людей на земле

Вопрос №2 К чему призывал Бог людей? (Вспомни дословно)

Ответы:

А. Помогать ближнему в беде.

В. Люби ближнего своего, как самого себя.

С. Не обижай ближнего.

Д. Отдай ближнему последнюю рубашку.

Вопрос №3 Кого из людей по учению Бога можно считать ближним?

Ответы:

А. Любого человека, у которого появились проблемы.

В. Близких людей и родственников.

С. Родители.

Д. Любого человека, у которого случилась беда.

Вопрос №4Что такое милостыня?

Ответы:

А. Деньги, которые подают бедным людям

В. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу родителей

С. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу начальника

Д. Любое милосердное дело, которое сделано бескорыстно

Вопрос №5 Что значит  помогать бескорыстно?

Ответы:

А. Не сообщая никому

В. Не требуя благодарности взамен

С. За небольшую плату

Д. Бесплатно, но взамен получать  дружбу.

Вопрос №6. Кто такие сёстры милосердия?

Ответы:

А. Женщины, которые трудятся бесплатно.

В. Монахини, которые ухаживают за больными

С. Женщины, которые  помогают больным деньгами

Д. Монахини, которые трудятся в больницах, домах престарелых, сиротских приютах

 

 

 

 

 

 

 

Урок №13. Тема. Золотое правило этики.

Вопрос №1. Как звучит золоток правило этики

Ответы:

А. «Люби грешника и ненавидь грех»

В. «Не делай другим того , чего ты не хотел бы для себя»

С. «Пусть первый камень бросит  тот из вас , кто сам не грешил»

Д. «Не судите, да  не судимы будете»

Вопрос №2. Что означает  «неосуждение»?

Ответы:

А. Умение прощать себе свои грехи

В. Умение прощать людям их грехи

С. Проявление милосердия к человеку

Д. Умение  не замечать  грехов

Вопрос №3 Что видит человек в грехах другого человека?

Ответы:

А. Зло.

В. Проявление слабостей.

С. Свои собственные недостатки

Д. Безразличие.

Вопрос №4.Стоит ли человеку напоминать о его плохих поступках?

 Ответы:

А. Не стоит ,  иначе он обидится.

В. Не стоит ,  иначе он перестанет с вами общаться

С. Не стоит , разве вы сами не совершали плохих поступков

Д. Стоит и  как можно чаще.

Вопрос №5 Что надо обличать ?

Ответы:

А. Грешного человека

В. Грех

С. Человека

Д. Ничего

Вопрос №6. может ли исправиться ребёнок, который совершил много плохих поступков.

Ответы:

А. Нет ,не может

В. Может

С. Может, но только когда станет взрослым

Д. Может, если рядом с ним будут хорошие люди

 

 

 

 

 

 

 

Урок №14. Тема. Храм

Вопрос №1.С 15 века храмы на Руси строились по двум архитектурным стилям

Ответы:

А. Греческий и итальянский

В. Московский и новгородский

С. Московский и греческий

Д. Греческий и киевский

Вопрос №2. Какую фигуру напоминало основание храма?

Ответы:

А. Квадрат

В. Овал

С. Крест

Д. Прямоугольник

Вопрос №3. Как называется человек, который служит в храме?

Ответы:

А. Монах

В. Батюшка

С. Священник

Д. Верующий

Вопрос №4. Как называется передняя стена храма с иконами?

Ответы:

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №5 Куда нельзя заходить простым верующим в храме?

Ответы:

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №6Как называются ворота на передней стене храма?

Ответы:

А. Главные

В. Священные

С. Царские

Д. Королевские

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №15. Тема. Икона

Вопрос №1 Что такое икона?

Ответы:

А. Фотография святого.

В. Изображение лица Бога, святого  или сюжета из Библии.

С. Картина, на которой изображено лицо Бога.

Д. Картина, на которой изображено событие религиозного значения

Вопрос №2.Как называется круг вокруг головы святого на иконе?

Ответы:

А. Солнце.

В. Нимб.

С. Круг.

Д. Свет.

Вопрос №3.Как называется человек, который пишет иконы?

Ответы:

А. Художник.

В. Священник

С. Иконописец.

Д. Живописец.

Вопрос №4 Как называется лицо человека на иконе?

Ответы:

А. Лик.

В. Чело.

С. Десница.

Д. Око.

Вопрос №5 Кому и как молятся христиане?

Ответы:

А. Христиане молятся иконам

В. Христиане молятся Богу перед иконами

С. Христиане молятся с иконами

Д. Христиане молятся Богу и святым перед иконами.

Вопрос №6. Без чего нельзя начать писать икону?

Ответы:

А. Без специальных красок

В. Без специального оборудования

С. Без специального помещения.

Д. Без благословения  настоятеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №18. Тема. Как христианство пришло на Русь.

Вопрос №1Назовите имя князя, при котором Русь приняла Христианство?

Ответы:

А. Ярослав

В. Владимир

С. Иван

Д. Михаил

Вопрос №2 В какой город отправил киевский князь своих послов, что бы выбрать веру для Руси?

Ответы:

А. Рим

В. Париж

С. Константинополь

Д. Иерусалим

Вопрос №3. В каком году Русь приняла Христианство?

Ответы:

А. 2000 г

В. 988 г

С. 1945 г

Д. 1147 г

Вопрос №4 В какой  христианский храм послы попали на службу?

Ответы:

А. Александрийский

В. Петровский

С. Софийский

Д. Троицкий

Вопрос №5 В какой реке крестили жителей Киева?

Ответы:

А. Волга

В. Днепр

С. Дон

Д. Енисей

Вопрос №6.Назовите имена священников, которые принесли на Русь азбуку и священные книги?

Ответы:

А. Борис и Глеб

В. Кирилл и  Мефодий

С. Пётр и Павел

Д. Сергий Радонежский

 

 

 

 

 

 

Урок №19. Тема. Подвиг .

Вопрос №1 Что такое подвиг в сознании православного христианина?

Ответы:

А. Это движение вперёд к своей цели.

В. Это движение от своей цели.

С. Это движение от своей жадности.

Д. Это умение отказать себе в какой-то вещи.

Вопрос №2.Ради чего может приносить жертву православный христианин? 

Ответы:

А. Ради себя.

В. Ради других людей.

С. Ради Бога.

Д. Ради Бога, себя, других людей.

Вопрос №3 Что такое жертва ради себя?

Ответы:

А. Укрепление силы.

В. Укрепление воли.

С. Укрепление силы воли.

Д. Укрепление характера.

Вопрос №4 Что такое жертва ради другого человека?

Ответы:

А. Усмирение своего эгоизма.

В. Усмирение своего характера.

С. Умение извиниться.

Д. Умение прощать чужие обиды.

Вопрос №5 Что такое жертва  Богу?

Ответы:

А. Молитва.

В. Память о Боге.

С. Следование Божьим заповедям.

Д. Память о Боге и о Его заповедях.

Вопрос №6 Епископом  какого государства был Акакий?

Ответы:

А. Персидского.

В. Римского.

С. Иудейского.

Д. Арабского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №20. Тема. Заповеди блаженства.

Вопрос №1 Как со старославянского языка переводится слово «блаженный»?

Ответы:

А. Больной

В. Благодарный

С. Счастливый

Д. Радостный

Вопрос №2 Где находится «Царство Божие»?

Ответы:

А.  Где-то в далёкой волшебной стране.

В.  Внутри человека.

С.  В раю.

Д.  На небесах.

Вопрос №3 Что необходимо человеку, чтобы попасть в  «Царство Божие»?

Ответы:

А.  Человеку нужны деньги.

В.  Человеку нужна вера.

С.  Человеку нужна радость.

Д.  Человеку нужны друзья.

Вопрос №4  Что может причинять нечестная победа?

Ответы:

А. Неудобство.

В. Страх.

С. Боль душе.

Д. Презрение людей.

Вопрос №5 Кого Иисус называет «сынами Бога»

Ответы:

А. «Чистых сердцем».

В. «Алчущих и жаждущих  правды».

С. «Миротворцев»

Д. «Нищих духом»

Вопрос №6 Какого монаха жители Рима забросали камнями на арене Колизея?

Ответы:

А. Акакия

В. Телемаха

С. Матфея

Д. Моисея

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №21. Тема. Зачем творить добро?

Вопрос №1 Как звучит золотое правило этики?

Ответы:

А. «Как с вами поступают, так  и вы поступайте»

В. « Плати той же монетой, что и тебе заплатили»

С. «Как хотите, чтобы с вами поступали с люди, так поступайте и вы с ними»

Д. «Если хотите, чтобы с вами поступали хорошо, так поступайте хорошо и вы с ними»

Вопрос №2 Кого император Нерон обвинил в поджоге города?

Ответы:

А. Жителей города.

В. Армию противника.

С. Апостола Петра

Д. Верующих христиан.

Вопрос №3 Кого встретил апостол Пётр, когда уходил из Рима?

Ответы:

А. Императора Нерона.

В. Апостола Андрея.

С. Иисуса Христа.

Д. Персидского царя.

Вопрос №4 Кого называют «святым»?

Ответы:

А. Верующий, в  душе которого появилась надежда.

В. Верующий, в  душе которого появился духовный опыт.

С. Верующий, в  душе которого появилась вера в Бога.

Д. Верующий, в  душе которого появилась радость .

Вопрос №5 Зачем человеку творить добро?

Ответы:

А. Добро совершённое для кого-то приносит душе пользу.

В. Добро совершённое для кого-то приносит душе  плату.

С. Добро совершённое для кого-то приносит душе  радость.

Д. Добро совершённое для кого-то приносит душе  удовольствие.

Вопрос №6 Как дикарь воспринял благодарность царя за спасение?

Ответы:

А. Как бесполезный дар.

В. Как наказание.

С. Как чудесный подарок.

Д. Как великую милость.

 

 

 

 

 

 

 

Урок №22. Тема. Чудо в жизни христианина.

Вопрос №1 В кого верят православные христиане ?

Ответы:

А. В Иисуса Христа.

В. В Святой дух.

С. В Бога Отца.

Д. В Святую Троицу: Бога Отца, Сына и Святого духа.

Вопрос №2 Кто из русских иконописцев  написал икону «Троица»?

Ответы:

А. А. Нестеров

В. И. Крамской

С. А. Рублёв

Д. В.Васнецов

Вопрос №3 Что верующие могут считать чудом?

Ответы:

А. Встречу со знаменитым человеком.

В. Встречу с богатым человеком.

С. Встречу с человеком , который оказал помощь в тяжёлое время.

Д. Встречу с человеком , который помог добрым словом.

Вопрос №4 Что считается главными христианскими добродетелями?

Ответы:

А. Выдержка, спокойствие и кротость.

В. Богатство и слава.

С. Сила и воля.

Д. Вера, надежда, любовь.

Вопрос №5 Что формирует характер человека?

Ответы:

А. Семья.

В. Школа.

С. Поступки.

Д. Добрые дела

Вопрос №6 . Чем важна вера человека?

Ответы:

А. Она поддерживает человека, когда ему грустно.

В. Она напоминает о светлых минутах.

С. Она поддерживает человека и посылает ему хороших людей.

Д. Она учит,  как правильно поступать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №23. Тема. Православие о Божием суде.

Вопрос №1 Где окажутся верующие после всеобщего воскресения?

Ответы:

А. Позади Христа.

В. Перед Христом.

С. По правую руку от Христа.

Д. По левую руку от Христа.

Вопрос №2 Кем , по словам Бога, может оказаться Он перед нами ?

Ответы:

А. Ребёнком.

В. Старцем.

С. Женщиной

Д. Любым человеком.

Вопрос №3 Кого нёс Христофор на плечах ?

Ответы:

А. Ангела.

В. Апостола.

С. Бога.

Д. Царя.

Вопрос №4 Что означает фраза «Сделать Бога своим должником»?

Ответы:

А. Давать людям деньги взаймы ,а Бог их будет возвращать.

В. Относить деньги в церковь.

С. Делать людям добро ,а Бог будет это добро возвращать.

Д. Делать людям добро ,а Бог за это добро даёт  человеку доброе бессмертие.

Вопрос №5.Что важно сделать человеку, что бы обрести вечную радость?

Ответы:

А. Собрать все долги.

В. Раздать все долги.

С. Примириться со всеми, кого обидел.

Д. Простить всех, кто обидел его.

Вопрос №6. Как православный христианин воспринимает смерть?

Ответы:

А. Конец всех радостей.

В. Последний  переход и выход души из тела.

С. Вечные блуждания и скитания.

Д. Начало бессмертия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №24. Тема. Таинство Причастия.

Вопрос №1. Что означает «Тайная вечеря»?

Ответы:

А. Последний ужин Бога и его апостолов.

В. Последняя молитва Бога и его апостолов.

С. Заговор апостолов против римского прокуратора.

Д. Прощальная трапеза Бога и его апостолов.

Вопрос №2.Что такое причастие?

Ответы:

А. Одно из церковных таинств.

В. Церковный праздник.

С. Церковная церемония.

Д. Специальная молитва.

Вопрос №3. Кто первым принял причастие?

Ответы:

А. Цари иудейские.

В. Римский прокуратор

С. Жители Иерусалима.

Д. Апостолы.

Вопрос №4. Что , по определению Христа, там, где Его Тело?

Ответы:

А. Где Тело Христа, там и Дух Его.

В. Где Тело Христа, там и любовь Его.

С. Где Тело Христа, там и Дух Его  и  Его любовь.

Д. Где Тело Христа, там  и радость Его.

Вопрос №5. Для чего Бог создал церковь?

Ответы:

А. Для того, чтобы верующие собирались вместе.

В. Для того, чтобы совершались таинства.

С. Для того чтобы Бог видел, кто в Него верит.

Д. Для того, чтобы священникам было, где произносить проповеди.

Вопрос №6. Что такое церковь?

Ответы:

А. Собрание верующих.

В. Присутствие Христа в мире.

С. Место нахождения христианских святынь.

Д. Место торжественных проповедей и богослужений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №25. Тема. Монастырь.

Вопрос №1 В чём призвание монаха?

Ответы:

А. Работать на благо церкви.

В. Отказаться от жизни в обществе.

С. Быть только с Богом.

Д. Отказаться от семьи.

Вопрос №2. Главное правило монашеской жизни?

Ответы:

А. Работай для Бога.

В. Молись Богу.

С. Трудись и молись.

Д. Меньше говори, больше делай.

Вопрос №3 Что такое «послушание»?

Ответы:

А. Возможность понять серьёзность выбора монашеского пути.

В. Трудовая деятельность будущего монаха.

С. Время ожидания до начала монашеской жизни.

Д. Период временного пребывания в монастыре.

Вопрос №4. Что такое «монашеские обеты»?

Ответы:

А. Одежда монаха.

В. Молитвы монаха.

С. Клятвы и обещания монаха.

Д. Пища монаха.

Вопрос №5. Что решил сделать царевич Иоасаф?

Ответы:

А. Решил отпустить всех рабов на свободу.

В. Решил отказаться от титула

С. Решил уйти в монахи.

Д.Решил начать войну с соседним царством.

Вопрос №6 Какой деятельностью прославился Святой Лука?

Ответы:

А. Он был выдающимся  агрономом.

В. Он был выдающимся учителем.

С. Он был выдающимся хирургом.

Д. Он был выдающимся строителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №26. Тема. Отношение христианина к природе.

Вопрос №1Что, по мнению М.В. Ломоносова, Бог вложил в книгу природы? 

Ответы:

А.  Законы нравственности.

В.  Законы природы.

С.  Законы философии.

Д.  Законы  справедливости.

Вопрос №2. Что считается добрым делом для христианина?

Ответы:

А. Развитие науки.

В. Познание мира.

С. Развитие науки и познание мира.

Д. Изменение природы для блага человека.

Вопрос №3 В каком подчинении находятся все звенья бытия?

Ответы:

А. Сначала человек,  над ним  животные, и над всеми главный-Бог

В. Сначала животные,  над ним  человек, и над всеми главный-Бог

С. Сначала животные,  над ним  Бог, и над всеми главный-человек

Д. Сначала Бог,  над ним  животные, и над всеми главный-человек

Вопрос №4 Почему на человеке лежит ответственность за мир?

Ответы:

А. Он самый сильный.

В. Он умеет говорить.

С. В нём есть образ Божий

Д. Животные не ровня человеку.

Вопрос №5 Что такое природа для человека?

Ответы:

А.  Полезные ископаемые.

В.  Родной дом и Божий храм.

С.  Бесплатные богатства.

Д.  Кормилица.

Вопрос №6 На кого должно распространяться христианское милосердие?

Ответы:

А. На родственников и друзей.

В. На всех людей.

С. На людей, которые исповедуют православие.

Д. На всех людей и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №27. Тема. Христианская семья.

Вопрос №1 Какое церковное таинство совершается над теми, кто вступает в брак?

Ответы:

А.  Причастие.

В.  Крещение.

С.  Венчание.

Д.  Отпевание.

Вопрос №2 . С какой целью христианин создаёт семью?

Ответы:

А. Чтобы о нём заботились.

В. Чтобы самому о ком-то заботиться.

С. Чтобы получать радость от присутствия любимого человека.

Д. Чтобы получить подарки на свадебное торжество.

Вопрос №3 Что держат над головой молодожёнов во время церковной церемонии?

Ответы:

А. Икону.

В. Свечи.

С. Кадило.

Д. Венцы.

Вопрос №4 Какой наказ даёт семье Новый завет?

Ответы:

А. «Блажен иже и скоты милует»

В. «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет»

С.  «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»

Д.  «Где двое или трое собраны во имя Мое- там и Я есть»

Вопрос №5 Что сохраняет дружную семью?

Ответы:

А.  Богатство и слава.

В.  Общие интересы.

С.  Семейные традиции, праздники, общие события.

Д.  Любовь, верность, добро.

Вопрос №6 Без чего невозможно сохранение семьи?

Ответы:

А.  Без праздников и подарков.

В.  Без прощения и терпения.

С.  Без  помощи родителей.

Д.  Без подчинения главе семьи.

 

 

 

 

 

 

Урок №28. Тема. Защита Отечества.

Вопрос №1.Какая война, с христианской точки зрения, может считаться справедливой?

Ответы:

А. Гражданская.

В. Оборонительная.

С. Захватническая.

Д.  Партизанская.

Вопрос №2  С какой целью православный человек может взять в руки оружие?

Ответы:

А.  Защитить свою Родину от врага.

В.  Захватить чужие богатства.

С.  Защитить свою семью, свою Родину от врага.

Д.   Защитить свои богатства.

Вопрос №3 . К Кому отправился князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой?

Ответы:

А.  К Серафиму Саровскому.

В.  К Сергию Радонежскому.

С.  К Анатолию Оптинскому.

Д.  К Иоанну  Кронштадскому. 

Вопрос №4 Чего не позволено воину христианину , даже на войне?

Ответы:

А.  Брать в руки оружие.

В.  Воевать за пределами своей страны.

С.  Добивать раненых, трогать безоружных, грабить местных жителей.

Д.  Стрелять во вражеских солдат.

Вопрос №5 С какой целью князь Александр Невский последний раз отправился в Орду?

Ответы:

А. Поехал, чтобы спасти от гибели своего сына.

В. Поехал, чтобы преподнести хану подарок.

С. Поехал, чтобы отговорить хана призывать в своё войско русских воинов.

Д. Поехал, чтобы выкупить из плена русских князей.

Вопрос №6 Где поселился адмирал Фёдор Ушаков после выхода в отставку?

Ответы:

А.  Рядом с царским  дворцом.

В.  На тихом острове в океане.

С.  В небольшом городке.

Д.  Рядом с Санаксарским монастырём.

 

 

 

 

 

Урок №29. Тема. Христианин в труде.

Вопрос №1 В какой из заповедей содержится заповедь труда?

Ответы:

А. «Плодитесь и размножайтесь»

В. «Возделывайте сад»

С. «Нареки имена животным»

Д. «Не вкушай плодов древа познания добра и зла»»

Вопрос №2. Без чего человек не может обрести мудрость?

Ответы:

А.  Без ошибок.

В.  Без  помощи.

С.  Без труда и опыта.

Д.  Без  обмана.

Вопрос №3 Какие грехи в истории человечества считаются самыми первыми?

Ответы:

А.  Зависть и жадность.

В.  Трусость и обжорство.

С.  Злость и ненависть.

Д.  Лень и гордыня.

Вопрос №4 Какой труд радует Бога.

Ответы:

А.  Когда человек трудиться  для себя.

В.  Когда человек трудиться  для общего блага.

С.  Когда человек трудиться  для себя  упорно и настойчиво.

Д.  Когда человек трудиться  для общего блага упорно и настойчиво .

Вопрос №5 Православный человек уверен в том, что его труд виден:

Ответы:

А.  Его семье.

В.  Его друзьям.

С.  Его врагам.

Д.  Богу.

Вопрос №6 Что такое труд для православного христианина?

Ответы:

А.  Наказание Божье за грехи.

В.  Лекарство Божье, чтобы избавиться от греха.

С.  Подарок Божий за хорошие поведение.

Д.  Плата Богу за то, что он даёт жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №30. Тема. Любовь и уважение к Отечеству.

Вопрос №1 В какой временной последовательности появлялись на Руси религии.

Ответы:

А. Ислам, православие, буддизм, светская этика, иудаизм.

В. Православие, иудаизм, светская этика, ислам, буддизм.

С. Светская этика, буддизм, православие, ислам, иудаизм.

Д. Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика.

Вопрос №2Что укрепляет культуру .

Ответы:

А.  Концерты и праздники.

В.  Духовные традиции.

С.  Талантливые люди.

Д.  Устное народное творчество.

Вопрос №3 Какое чувство является для верующего человека главным.

Ответы:

А.  Дружба.

В.  Любовь.

С.  Верность.

Д.  Честность.

Вопрос №4 В чём проявляется главная сила любви?

Ответы:

А. В помощи.

В. В отречении.

С. В прощении

Д. В служении.

Вопрос №5 .Что означает слово «Отечество»?

Ответы:

А.  Моя малая Родина.

В.  Мой родной дом.

С.  Моя родная страна.

Д.  Весь земной шар.

Вопрос №6  Что значит патриотизм?

Ответы:

А.  Любить, ценить и защищать свою семью.

В.  Любить, ценить и защищать своих друзей.

С. Любить,  ценить и защищать свой дом.

Д. Любить, ценить и защищать свою Родину


 



  "Публичная лекция" на тему:  "Образ учителя ОПК: профессиональные, нравственные и духовные качества"